Впервые замечена вспышка сверхновой от слияния звезд

Используя данные обзора «Very Large Array Sky Survey», астрономы обнаружили убедительные доказательства вспышки сверхновой, которой предшествовало столкновение нейтронной звезды или черной дыры с ядром массивной звезды-компаньона. Ранее такие события не наблюдались и предсказывались только в теории. О находке сообщается в журнале Science.

«Привычные нам сверхновые с коллапсом ядра вспыхивают, когда массивная звезда сжигает свое топливо и больше не может противостоять собственной гравитации. В результате происходит мощнейший взрыв, а на его месте остается нейтронная звезда или черная дыра», – рассказывают авторы исследования.

Вспышка сверхновой в представлении художника. Credit: NASA

Известно, что большинство массивных звезд рождаются в тесных двойных системах. В случае смерти одной из них, образовавшаяся в результате нее нейтронная звезда или черная дыра со временем может слиться со своим компаньоном. Теоретические модели предсказывают, что такое слияние спровоцирует взрыв – сверхновую с коллапсом ядра. Однако ранее обнаружить пример такого события не удавалось.

Первая подсказка, указывающая на уникальную находку, пришла из анализа архивных наблюдений «Very Large Array Sky Survey», начавшихся в 2017 году. В них астрономы обнаружили объект, ярко светящийся в радиодиапазоне, которого не было в данных более ранних обзоров. Последовавшее изучение интригующего источника, получившего обозначение VT 1210 + 4956, показало, что он расположен на окраине карликовой галактики на расстоянии примерно 480 миллионов световых лет от Земли.

Впервые замечена вспышка сверхновой от слияния звезд

Быстро движущиеся осколки от взрыва сверхновой, вызванного столкновением звезд, врезаются в материал, выброшенный ранее, производя яркое радиоизлучение, зафиксированное в обзоре «Very Large Array Sky Survey». Credit: Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

«Радио- и оптическая спектроскопии говорят о том, что источник согласуется с расширяющимся остатком сверхновой, взаимодействующим с окружающим веществом, вероятно, выброшенным из звезды за несколько столетий до ее взрыва. Более того, мы связали VT 1210 + 4956 с неопознанной вспышкой рентгеновского излучения, которая произошла в 2014 году. Комбинация всех этих факторов хорошо соответствует предсказаниям для сверхновой, вызванной слиянием», – заключили авторы исследования.

Источник: in-space.ru